Снижение ключевой ставки Центробанком оказалось уже пятым в нынешнем году. Ведомство Эльвиры Набиуллиной двигается в фарватере банковских регуляторов многих других (но не всех!) стран.
Так, только за последние дни в Бразилии ставка РЕПО снизилась до 4,5% (самый низкий уровень с 2016 года), в Молдове — до 5,5%, в Мексике — до 7,5%, в Турции — до 12%, на Украине — до 13,5% (минимум за два года).
При этом в ряде крупных стран (Перу, Казахстане, Индонезии, Филиппинах, Южной Корее, Малайзии) в тот же период центробанки отказались снижать ключевую ставку. А Центробанк Грузии принял решение ее повысить — до 9%.
Зачастую в подобных решениях больше политики, нежели «чистой» экономики (как, например, в Турции, президент которой Реджеп Эрдоган фактически в ручном режиме управляет Центробанком). Но в целом лидеры стран объясняют, что снижение ключевой ставки должно замедлить инфляцию. При этом ее повышение (или, как минимум, попытка оставить неизменной) стимулирует экономический рост.
Так ли это в российских реалиях, «Свободная пресса» расспросила экономистов — наших постоянных экспертов по финансово-кредитной политике.
— Пятое подряд снижение ключевой процентной ставки Банком России по времени совпало с укреплением курса рубля к доллару США, до максимумов с июля 2018 года. Доллар опустился до отметки 62,2 рубля.
Вероятно, что именно из этого района, начнется среднесрочная волна снижения российской валюты, — считает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.
«СП»: — Почему так думаете?
— Ожидание снижения курса рубля из-за понижения ставки нивелировалось повышенным интересом к российским ОФЗ. Судя по заявлениям главы Банка России, сокращение ставки может быть продолжено на следующем заседании, так что влияние Центробанка на курс рубля в ближайшие месяцы останется нейтральным.
Более важными для курса рубля будут внешние факторы, именно их позитивная комбинация и позволила российской валюте на этой неделе «продавить» американский доллар. Здесь был и рост цен на нефть, благодаря влиянию решения ОПЕК+ о дополнительном сокращении добычи.
Здесь и распространяемая в СМИ информация о том, что США и Китай достигли торгового соглашения.
Здесь и стабилизация, наконец, политической ситуации в Великобритании после победы Консервативной партии на досрочных парламентских выборах.
«СП»: — Что же произойдет с рублем после того, как позитивное влияние этих факторов обнулится?
— А вот тогда курс рубля к доллару США вспомнит про негативные сезонные факторы и, оттолкнувшись от района 62,0−62,5, направится к противоположной границе своего торгового коридора. То есть к отметкам в 66,0−67,0. Сложно назвать горизонт достижения этих отметок, но вероятно, это уже перспективы начала 2020 года.
«СП»: — И все же, насколько вчерашнее снижение ставки повлияет на национальную валюту?
— Что касается снижения ставки и его воздействия на российскую экономику, то честно говоря, в краткосрочной перспективе оно ровным счетом ничего не значит. Российские граждане и так закредитованы, к тому же сейчас осуществляются меры по охлаждению сектора потребительского кредитования, так что влияния на инфляцию быть не должно.
Малые и средние предприятия при стагнации внутреннего спроса брать кредиты не хотят, ставки высокие, да и в этом нет особого экономического смысла. А крупный бизнес и так всегда может договориться с банком о выгодных ставках.
Так что, наверное, можно ожидать лишь косметических изменений в банковском секторе. А именно — снижения процента по депозитам, возможно, зимних акций со скидками по ипотечным ставкам. И на этом, в принципе, всё.
— Банк России снизил ключевую ставку с 6,5% до 6,25%, что в рамках наших ожиданий и является логическим следствием падения инфляции ниже таргета ЦБ в 4%, — прокомментировал «Свободной прессе» руководитель информационно-аналитического «Альпари» Александр Разуваев. — Понижение ключевой ставки уже учтено в курсе российского рубля. Однако, вероятно, станет локальным позитивом для российских дивидендных акций, прежде всего акций «Газпрома».
Банк России неоднократно озвучивал таргет по ключевой ставке в 6−7%. Вместе с тем, ключевая проблема российского бизнеса — это рентабельность в 5−6% на фоне слабого внутреннего спроса и стоимость кредитов от 9−10%. Поэтому не сильно удивлюсь, если в следующем 2020 году ключевая ставка достигнет 5%.
«СП»: — Доллар и евро сколько будут стоить?
— До конца текущего года с высокой вероятностью доллар будет торговаться в пределах 62−63 рубля, а евро останется в диапазоне 69−71 рубль.
Как будет развиваться ситуация в январе-феврале, можно только догадываться. Слишком много факторов влияет на курс рубля. Самый мрачный сценарий связан с совпадением двух из них — ужесточением санкций США против финансового сектора России и значительным падение цен на нефть. В этом случае спекулянты — а инвестиции в РФ во многом носят именно спекулятивный характер — резко начнут сбрасывать «деревянный». И тогда повторится история декабря 2014 года, когда курс вплотную подходил к отметке 100 рублей за доллар.
Курс валют: Валюта-2020: И с рублем плохо, и с долларом страшно
Финансовые новости: Почему так сильно упал доллар и что теперь ждет рубль: прогноз эксперта